Офис Яндекса показал нам своё автономное такси, которое будет перемещаться по дорогам города, напомню, что и у Google было подобное изобретение. Тест данной машины уже произвели в городе Москве.
В общем это что-то интересное от Российской компании. Автономный режим включается и конечно же отключается кнопкой управления, машину можно вести как самому, так и автономно. Разгоняется неплохо, тест самоуправляемого автомобиля производился под чутким контролем водителя-испытателя.
Руководителем направления беспилотных автомобилей Яндекс-Такси является Дмитрий Полищук. Он нам рассказал, что данный автомобиль, это один из прототипов, который в данный момент они используют для тестирования алгоритмов и сбора данных, построенный на базе Toyota Prius. Сверху на автомобиле установлен набор сенсоров, это 3 лидара, 5 камер и 6 радаров, которые не видно так как они спрятаны под бампером автомобиля. Ну а в багажнике находится вычислитель, который обсчитывает и обрабатывает те данные, которые собираются. Конфигурация автомобиля обязательно ещё обновится со временем, на данный момент это только один из вариантов.
На время теста, на место водителя был посажен водитель-испытатель, который следил за тем, чтобы всё было ровно, у него есть специальная кнопка включения и выключения автопилота, ну и конечно он собирает специальные данные. По ходу езды, всё проходит специальные тесты. Основные испытания проводятся конечно же на специальном полигоне. Отделаться от странного чувства, не возможно, Как-то странно сидеть в машине, которая везёт тебя сама. Возможно это реальное будущее, которое случится может лет через 10.
Почему же Toyota Prius? На самом деле можно использовать любой автомобиль, ну а Prius, потому что с прицелом в будущее, всё таки Гибрид. Самой дорогой является конструкция на крыше автомобиля, здесь находится и GPS, GSM, сильно дорогие лидары, а в багажнике лежит целый компьютер и всякие датчики, кажется всё управляется оттуда, где есть и процессоры серверного уровня и 3 карты 1080Ti, которые управляют зрением и всеми функциями этого автомобиля. Звучит может и громоздко, так сказать, однако посмотрев на автомобиль, не скажешь, что сильно обвешано железом, то есть выглядит достаточно компактно.
Яндекс это компания, которую все мы знаем и её сервисами пользуемся, кто-то поиском, кто-то навигатором, кто-то Яндекс.Маркетом. И Яндекс, это как любая другая технологическая, проводит ежегодные конференции. В этом году например будет конференция YAC 2018, которая состоится 29 мая, в 10 утра. Так что может что новое и узнаем.
Самой интересной частью является даже не то, как автомобиль сам едет и рулит, это конечно здорово, но более интересно как автомобиль видит окружающий мир вокруг себя, как он реагирует на автомобили и людей. И к сожалению большая часть информации является технической, показывать её пока нельзя. Автомобиль понимает что происходит вокруг, например автомобиль видит пешехода идущего по переходу, и притормаживает.
“Дело в том, что люди не ездят по правилам, то есть все чуть-чуть нарушают, из за этого создаются разные сложные ситуации, сложность в том, что мы сейчас строим машину, которая должна ездить в условиях города с другими водителями. И вот тут как раз проблема, как разрешать такие ситуации.” – говорит Дмитрий Полищук (Руководитель направления беспилотных автомобилей Яндекс-Такси).
На тесте автомобиля рассмотрели и внезапные ситуации на дороге, где идёт односторонее движение, сплошная линия, и впереди стоит машина, которая включила аварийку.. В итоге, Автомобиль не поедет далее, потому что таким образом, нарушит правила, если проедет через сплошную. То есть нарушает человек впереди с включенной аварийкой, в итоге нам придётся переключится на стандартный режим езды, и объехать его.
Вообще классифицируют 5 уровней пилота, где 0 – это автомобиль тупой и ничего не умеет, 1 – это Круиз-контроль, 2 – Адаптивный Круиз-контроль, возможное удержание полосы, 3 – где Авто может ехать по АвтоБану, 4 – Это уже более навороченный, где человек может не участвовать в этом процессе, ну и 5 – полностью автономный.
Машина если сомневается, то она лучше постоит. Машина умеет сигналить, но не умеет сигналить пешеходам.
На сколько сложнее в случае с Российской действительностью научить систему адекватно работать?, потому что у нас есть какие-то вещи абсолютно уникальные, например поворачиваешь налево, стоит посмотреть назад, так как может кто-то на обгон ехать..
На данный вопрос отвечают нам так.. Есть ПДД, а есть социальное правило поведения дороги, какая бы и кем-бы система не была разработана, потребуется её адаптация под социальные правила. Насколько же сложно вообще это адаптировать в России..
Не используется при езде ориентировка только по GPS или ГЛОНАСС, потому что в точности не достаточно. Заставить автомобиль ездить в таком городе, как Москва не очень сложно. Сложно всё это стандартизировать. Прописать всевозможные правила, как этим всем управлять, как обеспечивать работу и т.д. И насколько понятно, это наиболее сложная часть работы, потому что действительно нужно придумать формат, в котором будут записываться все данные и потом использоваться подобными автомобилями.
В общем и целом, мы возможно находимся на пороге чего то нового, и вдруг это будет революция, и лет через 10 все будем ездить на таких машинах. Может даже такси заказывать беспилотные, и сами кататься и так далее.